Выполняется запрос

+7(495) 968 06 54

info@garus.su

«Движущая сила» для переезда арендаторов в другой офис
20.06.2016

Экономический кризис стал серьезным испытанием на прочность рынка офисной недвижимости Москвы. В последние 2 года снижение спроса затронуло все сегменты рынка – от премиальных деловых комплексов в центре столицы, до бизнес-парков, построенных за пределами МКАД. Но даже в кризисные времена компании не перестали заключать сделки аренды и покупки офисов в бизнес-центрах Москвы. Эксперты консалтинговой компании проанализировали причины, заставляющие фирмы покидать «насиженные» места и переезжать в другие офисные помещения.

Главным драйвером смены офиса в начале 2015 года стало стремление компаний максимально сократить затраты на аренду офисных площадей. В этот период порядка 60% компаний-арендаторов обратились к владельцам или управляющим бизнес-центров с требованиями пересмотра условий аренды и коррекции ставок в соответствии с новыми рыночными реалиями. В ситуациях, когда собственник отказывался снижать ставки, арендаторы снимали помещение под офис в другом здании с более демократичными условиями аренды. По данным аналитиков за первое полугодие 2015-го до четверти компаний-арендаторов офисов класса «В» и «В+» переехали в деловые комплексы более низкого класса – «С» и «В-». Массовый переезд арендаторов привел к увеличению уровня вакантности офисов в сегментах «А» и «В+» на 20-30%, когда в БЦ классов «В-» и «С» объем свободных площадей увеличился менее заметно – на 5-15%. Спросом у арендаторов в первые месяцы прошлого года пользовались офисы более низкого класса и более компактных размеров по причине сокращения штатов.

Осенью-зимой 2015 года ситуация на столичном офисном рынке стала меняться – темпы падения спроса на аренду офисных площадейзамедлились, но активность клиентов оставалась на низком уровне. Основная часть сделок на офисном рынке проходило по принципу – «переманить клиентов у конкурентов». В погоне за арендаторами владельцы и управляющие стали активнее развивать инфраструктуру и увеличивать количество сервисов для своих клиентов. В числе бонусов для новых арендаторов – уменьшение ставок, возможность рассрочки платежа, снижение залогового депозита, отделка офиса за счет собственника и т.д. Также в ряде бизнес-центров проводились акции – бесплатный переезд, бесплатная аренда на 2-3 месяца за приведенного клиента,  месяц аренды в подарок или другие.

С первых месяцев текущего года на рынке столичных офисов отмечается постепенное оживление спроса на покупку и аренду помещений под офис. Компании приспособились к работе в новых рыночных условиях и начинают понемногу расширяться. В ряде бизнес-центров в 2016 году наблюдалась позитивная динамика – офисные блоки заполнялись быстрее, чем освобождались. Ставки аренды офисов почти во всех деловых центрах номинируются в рублях и остаются на уровне прошлого года. По оценкам специалистов, сейчас многие компании переформатировали бизнес, нашли свою нишу и наметили курс на развитие. При этом основная часть спроса на аренду офисных площадей приходится на класс «В» и «В-», самым востребованным форматом считаются помещения площадью до 150 квадратных метров.